Управление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области
На главную Обратная связь Карта сайта RSS

Горячая линия Управления Роспотребнадзора по Брянской области
(4832)66-08-77
(4832)66-06-96
время работы:Пн-Пт; с 10 до 17
перерыв с 12-00 до 12-45

Тематическое консультирование граждан по туристическим услугам и инфекционным угрозам за рубежом
(4832)72-24-28
время работы: Пн-Пт; с 9 до 18
перерыв с 12-00 до 12-45

Горячая линия для туристов
(4832)66-06-96
время работы: Пн-Пт; с 9 до 18
перерыв с 12-00 до 12-45

Тематическое консультирование по вопросам качества и безопасности детских товаров и детского отдыха
(4832)66-06-96
(4832)66-24-58
(4832)66-25-98
время работы: Пн-Пт; с 9.00 до 18.00
перерыв с 12-00 до 12-45

Горячая линия о реализации спиртсодержащей продукции
(4832)72-35-93
(4832)64-40-74
время работы: Пн-Пт; с 9.00 до 18.00
перерыв с 12-00 до 12-45
Горячая линия по вопросам безопасности продуктов питания
(4832)66-06-96
(4832)64-40-74
время работы: Пн-Пт; с 9.00 до 18.00
перерыв с 12-00 до 12-45

/ Главная / Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Брянской области за II квартал 2017 года
03.07.2017
Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Брянской области за II квартал 2017 года Печать
Государственный контроль (надзор) - одна из основных функций государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования. Осуществление государственного контроля (надзора) направлено на предупреждение нарушения прав, пресечение нарушений обязательных требований, наказание виновных лиц.
Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
Контрольно-надзорная деятельность реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые и внеплановые, выездные, документарные), испытаний и экспертиз, рассмотрения жалоб, заявлений, сообщений средств массовой информации и т.д.
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется государственными гражданскими служащими Роспотребнадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 24.01.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». В соответствии с действующим законодательством Управление Роспотребнадзора по Брянской области осуществляет 4 вида государственного надзора (контроля).
- проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров,
- лицензионный контроль деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах,
- лицензионный контроль деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности),
- санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза.
В рамках профилактики предупреждения нарушений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в сети «Интернет» в открытом доступе на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Брянской области (http://32.rospotrebnadzor.ru/) размещены перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Общедоступны также Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Единый реестр проверок, содержащий информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Основным законодательным актом в области государственного контроля (надзора) является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), который регулирует общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности, в том числе в области организации и осуществления контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных властей.
В соответствии с положениями ст. 9 и 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые. 
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований, в т.ч. в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, выполнение предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определены предмет, порядок организации и осуществления документарных и выездных проверок.
В 2 квартале 2017 года плановому надзору подлежало 157 субъектов, что 28 субъектов меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Сокращение числа плановых проверок связано с применением риск-ориентированного подхода при планировании, т.е. выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определялся отнесением деятельности субъекта контроля к определенной категории риска, либо определенному классу опасности. При этом, учитывая действующий мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, в план были включены только те из них, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного приостановления деятельности.

Всего в 2 квартале 2017 г. в рамках ФЗ-294 Управлением проведены 1431 проверка хозяйствующих субъектов (157 плановых и 1274 внеплановых).
Структура проведенных плановых проверок по видам деятельности состоит из следующих субъектов:
1. Деятельность в сфере образования – 120 или 76,4%, в том числе:
деятельность дошкольных образовательных организаций – 34 или 28,3%.
деятельность общеобразовательных организаций – 84 или 70%;
деятельность организаций дополнительного образования – 2 или 1,7%.
2. Деятельность в области здравоохранения – 10 или 6,4%.
3. Деятельность оздоровительных учреждений – 3 или 0,9%.
4. Деятельность в сфере оборота пищевых продуктов – 2 или 1,3%, в том числе:
в сфере производства пищевых продуктов – 1 или 50%;
в сфере торговле пищевыми продуктами – 1 или 50%.
5. Деятельность в сфере промышленного производства – 1 или 0,63%.
6. Предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 17 или 10,8%.
7. Прочие виды деятельности –  3 или 1,9%.
Из всех запланированных 157 контрольно-надзорных мероприятий не состоялось – 4 (2,5%) , по причине прекращения деятельности.
  В ходе 153 плановых проверок (или в 100,0% случаев) выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, исполнение которого контролируется Управлением. 

Составлен 461 протокол об административных правонарушениях (в т.ч. – 73 (или 15,8 %) в отношении юридических лиц). В результате рассмотрения материалов административных дел вынесено  531 постановление, в том числе: 37 предупреждений, наложено 489 штрафов на общую сумму 2 млн. 266 тыс. 900 рублей. 
Судами по материалам специалистов Управления назначены 15 штрафов (из них - 4 с конфискацией предмета совершения административного правонарушения) на общую сумму 47 тыс.  рублей, 7 субъектам назначено наказание в виде административного приостановления деятельности. Необходимо отметить, что 31,0% вынесенных предупреждений относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ). 


Наиболее частыми нарушениями, выявленными должностными лицами Управления во 2 квартале 2017 года, допускались хозяйствующими субъектами по следующим вопросам:  
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил (ст. 6.3 КоАП РФ) - 80 нарушения;
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ) - 65 нарушений;
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) - 23 нарушения;
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ) - 78 нарушений;
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ) - 52 нарушения;
Нарушение условий воспитания и обучения (ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ) -    122 нарушения.

Типичные нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Вид организации (предприятия)

Типичные нарушения

1.

Дошкольные образовательные

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований к:

1.       организации питания:

-           прием пищевых продуктов без маркировочных ярлыков, документов, подтверждающих их качество и безопасность;

-       нарушение требований к ведению документации по бракеражу пищевых продуктов, продовольственного сырья, готовой кулинарной продукции, правилам хранения суточных проб;

2.       прохождению профилактических, медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиены персонала:

-          прием на работу лиц, не прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

3.               прочим гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям:

-       нарушение периодичности смены постельного белья;

-   нарушение требований к проведению текущих дезинфекционных мероприятий.

2.

Общеобразовательные организации

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований к:

1.      помещениям, их оборудованию и содержанию:

-неудовлетворительное санитарно-техническое состояние зала борьбы в ДЮСШ;

2.       естественному и искусственному освещению помещений:

- отсутствие местного освещения классных досок.

4.      организации питания:

-                нарушение температурного режима при хранении скоропортящихся продуктов;

-            нарушение правил товарного соседства при хранении скоропортящихся продуктов;

-            нарушение маркировки инвентаря и оборудования на пищеблоке;

нарушение правил мытья посуды, обработки столовых приборов

 

3.

Медицинские организации

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований к:

1. организации и проведению дезинфекционных и стерилизационных мероприятий:

-       нарушение дезинфекционно-стерилизационного режима, в т. ч. в отношении эндоскопического оборудования;

2.         порядку организации и проведения производственного контроля;

3.      учету и контролю за движением медицинских отходов

-       нарушения требований при ведении технологических журналов по учету медицинских отходов.

4.      иммунопрофилактике инфекционных болезней:

-       нарушение требований к проведению иммунизации персонала в рамках Национального календаря прививок (против кори, вирусного гепатита В;

нарушение требований к организации, планированию и обеспечению безопасности при проведении профилактических прививок.

4.

Предприятия торговли

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований к:

1.             содержанию      помещений:

-                неудовлетворительное санитарно-техническое состояние предприятий (несвоевременный ремонт);

2.        хранению пищевых продуктов:

нарушение температурно-влажностного режима хранения продукции;

3.        реализации пищевых продуктов:

-        отсутствие маркировочных этикеток на продукции;

-         отсутствие информации о дате изготовления расфасованной в организации торговли продукции;

4.         Нарушение требований к оформлению документации на алкогольную продукцию (справка Б)

5.

Предприятия

общественного

питания

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований к:

1.                                          условиям       работы в производственных помещениях:

-          нарушение требований к оборудованию системы вытяжной вентиляции;

2.        оборудованию, инвентарю, посуде и таре:

несвоевременная санитарная обработка технологического оборудования;

 

Типичные нарушения требований законодательства в области защиты

прав потребителей 

Вид организации

Типичные нарушения

1.

Предприятия торговли

-          Отсутствие вывески с информацией для потребителя о фирменном наименовании торгового предприятия, месте нахождения (адресе), режиме работы, информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и органе его зарегистрировавшем;

-         включение в договор купли-продажи по образцам условий, ущемляющих установленные законом права потребителя: в части обязания потребителя доставить товар для проверки качества за свой счёт:

-         -нарушения права потребителя на достоверную информацию о цене товара;

-          отказ в заключении договора купли-продажи при совершении покупки на сумму до 300 рублей;

-         Несвоевременное рассмотрение претензий потребителя о возврате некачественного товара.

2.

Услуги автостоянок

- необоснованное применение штрафных санкций за утерю парковочного талона.

3.

Услуги связи

-      Необоснованное выставление счетов на оплату услуг связи.

 
 Управление Роспотребнадзора по Брянской области считает, что основными причинами возникновения нарушений установленных требований являются:
- незнание, недопонимание руководителями и работниками подконтрольных субъектов требований нормативно-правовых актов;
- недостаточная ответственность руководителей и работников подконтрольных субъектов;
- прием на работу персонала, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки;
- недостаточное выделение финансовых средств для обеспечения надлежащего содержания помещений, обеспечения технологических процессов, осуществления производственного контроля.
Возможные последствия невыполнения требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области защиты прав потребителей:

- риск роста инфекционных заболеваний, увеличение случаев неинфекционных заболеваний (отравлений), в т.ч. среди детского населения, регистрация случаев профессиональных заболеваний;
- ухудшение качества реализуемых товаров и оказываемых населению услуг;
- ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в Брянской области (загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды, воды открытых водоемов, почвы и др.).
В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Брянской области рекомендует руководителям хозяйствующих субъектов провести мероприятия, способствующие их устранению:
1. Изучать требования санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
2. Осуществлять постоянное обучение персонала. При выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов.
3. Обеспечить системный контроль за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
4. Обеспечить проведение производственного контроля, его соответствие технологическим регламентам и оперативное принятие управленческих решений в целях недопущения повторения обнаруженных несоответствий нормативно-технической документации.
5. Принимать на работу лиц, имеющих соответствующее профессиональное образование.
6. Обеспечить соответствие осуществляемых видов деятельности предъявляемым требованиям, в том числе, площадей, набора помещений и их содержания, оборудования, транспорта и пр.

 
 

 

ФОРУМ "Здоровье населения - основа процветания стран Содружества"
















Официальный интернет-портал правовой информации



































 
Санитарный надзор
Эпидемиологический надзор
Защита прав потребителей
Регистрация и лицензирование
Организация деятельности
Социально-гигиенический мониторинг