Управление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области
На главную Обратная связь Карта сайта RSS

Горячая линия Управления Роспотребнадзора по Брянской области
(4832)66-06-96
время работы:Пн-Пт; с 10 до 17
перерыв с 12-00 до 12-45


/ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей / Досудебная и судебная защита потребителей.
23.11.2017
Досудебная и судебная защита потребителей. Печать

 

Защита прав потребителей - одна из важнейших социально значимых функций государства, и возложена она именно на   Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РФ.
Одним из приоритетных направлений деятельности является осуществление досудебной и   судебной защиты прав потребителей.
За 9 месяцев 2017г.  года  Управлением Роспотребнадзора  по Брянской области       проведен  комплекс мероприятий, направленных на защиту прав потребителей. Досудебная защита прав потребителей в Управлении  осуществлялась в форме рассмотрения письменных и устных обращений граждан по вопросам нарушенных прав потребителей, которая способствовала урегулированию потребительских споров во внесудебном порядке.
       Всего за указанный период в адрес Управления поступило 3282 (9 мес. 2016 г. – 3254) обращения. Количество обращений по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличилось на 1% раза. Из общего количества поступивших обращений 37,2%  или 1220 (2016 г. – 1684 (51,7%)) письменных и 62,8% или 2062 (2016 г. – 1568 (48,1%) устных (горячая линия, общественная приемная). 
        В общем объеме всех полученных в отчетном периоде письменных обращений 83,7 % (1410 обращений) (9 месяцев 2016 г. - 29,8% (549 обращения) приходится на сферу розничной торговли и 16,2%  (274 обращения) обращений или (9 месяцев 2016 г. -18,1% -334 обращения) на сферу платных услуг. Таким образом, значительно увеличилось количество письменных обращений в сфере розничной торговли.
        В текущем году наблюдается рост количества обращений в сфере ЖКХ 5 раз по сравнению с предыдущим годом. За 9 месяцев 2016 г. в Управление поступило 276 обращений или 22,6% от общего числа обращений (9 месяцев 2016 г. – 54 (3,2%); 9 месяцев 2015 г. – 305 обращений или 16,6% - 2015 г.). Также не значительно выросло количество обращений в сфере финансовых услуг. Рост составил 2,4%. За истекший период поступило 92 обращения или 7,5% от общего количества, (9 мес. 2016 года - 87 (5,1%); 106 обращений – 9 месяцев 2015 года). Наблюдается значительный рост (более чем в 2 раза) обращений по услугам связи – 70 что составляет 5,7% от общего числа жалоб - (31 обращение в аналогичном периоде прошлого года; (65 или 5,9% аналогичный период 2015г.).
        В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших за 9 месяцев 2017 г, в пределах полномочий приняты следующие меры: 2863 заявителям (87,8% и устные и письменные обращения) были даны необходимые разъяснения, 328 обращений (26,9%) направлены на рассмотрение по подведомственности в другие органы, 74 письменных обращения (6,06% от общего числа принятых к рассмотрению) послужили поводом к проведению внеплановой проверки и 17 (1,3%) – к проведению административного расследования. 18% письменных обращений граждан было рассмотрено с применением соответствующих административных мер.
Приведенные данные свидетельствуют  о том, что на потребительский рынок   всё  ещё поступают товары (услуги) ненадлежащего качества, а также присутствует некачественное оказание услуг.
         Статистика рассмотренных Управлением Роспотребнадзора по  Брянской области обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей показывает, что основная доля обращений  приходится  на розничную торговлю, оказание платных услуг (в том числе услуг связи),  жилищно-коммунальных услуг, деятельность на финансовом рынке.
По-прежнему, наиболее распространенной формой защиты прав потребителей   является  вступление в судебный процесс Управления  для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей на основании и в порядке, установленном взаимосвязанными положениями п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ч. 1 ст. 47 ГПК.  Всего за 9 месяцев 2017 года было дано 54  заключения, принято участие в 88 судебных заседаниях (9 месяцев 2016 г. – 47). В пользу потребителя присуждено 1 526 100 рублей.
В качестве истца по заявлениям в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей Управление Роспотребнадзора по Брянской области выступало в 4 (2016 г. – 4) судебных заседаниях. Два иска удовлетворено практически в полном объеме (уменьшены требования в части взыскания требований о компенсации морального вреда), два иска Управления находится в стадии рассмотрения.
       Положительное разрешение  Управлением Роспотребнадзора по  Брянской области  дел в пользу потребителей, а также взыскание с ответчиков неустоек, компенсации морального вреда и штрафов имеет огромное превентивное значение для недопущения нарушений прав потребителей и способствует обеспечению жителей  Брянской области   товарами и услугами высокого качества.
        Проведенный анализ  судебной практики по защите прав потребителей Управлением Роспотребнадзора  по Брянской области  свидетельствует о том, что   судебная  защита прав потребителей позволила в абсолютном большинстве споров разрешить по существу и восстановить нарушенные права потребителей, пресечь неправомерные действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
         Управлению Роспотребнадзора по Брянской области  необходимо  продолжить  оказывать бесплатную юридическую помощь по составлению претензий, исковых заявлений и представлению интересов в суде социально незащищенному кругу лиц потребителей (инвалидам, пенсионерам и малоимущим), а также  активизировать работу по обращению в суды с исковыми требованиями, предъявленными в интересах неопределенного круга лиц потребителей.
       Жители Брянской области, чьи права были нарушены в результате приобретения некачественных товаров и услуг,   могут  обращаться  в Управление  Роспотребнадзора по Брянской области  на горячую линию по телефону  8(4832)660696; в общественную приемную  по адресу: 241050 г. Брянск, 2-й Советский переулок и с обращениями за разъяснениями применения действующего законодательства о защите прав потребителей на сайт  Управления: E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script