Управление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области
На главную Обратная связь Карта сайта RSS


/ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей / Ко дню качества Управление Роспотребнадзора по Брянской области дает совет по правильному выбору рыбы и рыбной продукции
08.11.2019
Ко дню качества Управление Роспотребнадзора по Брянской области дает совет по правильному выбору рыбы и рыбной продукции Печать

 

Свежая рыба
  Рыба – источник белка, множества витаминов и минералов, которые теряются при неправильном хранении и заморозке. Купить свежую рыбу можно не только в прибрежных городах, но и шумных мегаполисах. В залах крупных супермаркетов, как правило, стоят аквариумы с рыбами разных сортов. Прежде чем купить такой «улов», стоит узнать, где была выращена рыба, и изучить документацию, подтверждающую ее безопасность для здоровья человека. Проблема в том, что много рыбы (особенно речной) бывает заражено гельминтами. Убить паразитов можно путем качественной термической обработки, поэтому употреблять такую рыбу в сыром виде (в суши, роллах, к примеру) не рекомендуется.
Охлажденная рыба
Выбор такой рыбы в магазинах значительно шире, чем свежей. Охлажденная рыба, как и мясо, несет значительно больше пользы для здоровья человека, чем замороженная. Срок хранения охлажденной рыбы в холодильнике магазина при температуре 0 -2° С ограничен, как правило, 24 часами; в домашних условиях её лучше приготовить в течение 3-4 часов после покупки. Портится такая рыба дольше свежей, однако, употреблять охлажденную, пусть и правильно хранящуюся рыбу, которая залежалась на прилавках, не рекомендуется: спустя сутки в ней начинаются процессы гниения. Кроме того, охлажденная рыба всегда теряет в весе из-за испарения жидкости при остывании. Для того чтобы сохранить массу, рыбу охлаждают во льду или в жидкости. При выборе охлажденной рыбы значительно выше вероятность приобрести некачественный, подпорченный длительным хранением продукт, чем купить свежую рыбу.
Замороженная рыба
Замороженная рыба бывает разного качества. При влажной заморозке рыба помещается в ледяную глазурь – толстый слой льда, который в норме составляет 5-6% от общей массы покупки, но в действительности может достигать и 20%. Плюсом замороженной рыбы является возможность длительного хранения (если, конечно, она была заморожена свежей) и тот факт, что при низких температурах гибнут многие бактерии.
Выбираем качественную рыбу
Перед покупкой рыбу лучше понюхать. Как ни странно, свежая рыба рыбой и не пахнет. Она может отдавать запахом водоема (морем, речной водой и даже тиной). Если почувствовали резкий, неприятный запах (к примеру, аммиачный), от покупки такой рыбы лучше отказаться.
Потрогайте туловище рыбы. Структура тушки должна быть упругой, однородной, на рыбе не должно быть избытка слизи, темных пятен или непривычной для данного сорта рыб окраски. Верный признак того, что рыбка испортилась, наличие зеленоватых пятен на брюхе.
Отдельное внимание стоит уделить жабрам. У хорошей, свежей рыбы жабры насыщенного красного цвета. Серые, почерневшие жабры в сочетании с неприятным запахом сигнализируют о некачественном продукте.
Также перед покупкой следует заглянуть в глаза рыбе.
У свежей рыбы глаза ясные, прозрачные и выпуклые. Если у рыбы глаза «усохли» или «ввалились», значит, рыба провела на прилавке времени больше, чем положено.
Полезные советы при покупке рыбы
Собираясь купить качественную рыбу, предпочтение стоит отдавать крупным супермаркетам с большой проходимостью или специальным рыбным магазинам. В таких местах продажи рыба не успевает залеживаться.
Не рекомендуется приобретать тушку без головы. Несмотря на то, что голова – лишний вес, именно по ней можно определить качество рыбы.
При покупке продуктов питания следует обратить внимание на маркировку потребительской тары. Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В соответствии с требованиями ст.10 Закона «О защите прав потребителей», 
Маркировка упакованной пищевой рыбной продукции должна содержать следующие сведения:
а) наименование пищевой рыбной продукции, которое включает в себя:
наименование вида пищевой рыбной продукции (например, "рыбный кулинарный полуфабрикат", "рыбные консервы");
зоологическое наименование вида водного биологического ресурса или объекта аквакультуры (например, "палтус черный гренландский");
вид разделки пищевой рыбной продукции (например, "филе трески", "спинка минтая", "тушка сельди");
вид обработки (например, "пастеризованная", "маринованная", "восстановленная").
б) для непереработанной пищевой рыбной продукции - информация о принадлежности к району добычи, извлечения (вылова) или к объектам аквакультуры;
в) информация о составе пищевой рыбной продукции;
г) наименование и место нахождения изготовителя или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица (при наличии), наименование и место нахождения импортера;
д) дата производства пищевой рыбной продукции (для продукции, упакованной не в месте изготовления, дополнительно указывают дату упаковывания).
Маркировка пищевой рыбной продукции, упакованной не в месте изготовления этой продукции (за исключением случаев упаковывания пищевой рыбной продукции в потребительскую упаковку организациями розничной торговли), должна содержать информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание пищевой рыбной продукции не в месте ее изготовления для ее последующей реализации или по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя;
е) срок годности пищевой рыбной продукции (кроме живой рыбы и живых водных беспозвоночных);
ж) условия хранения пищевой рыбной продукции;
з) масса нетто (для мороженой глазированной пищевой рыбной продукции - масса нетто мороженой пищевой рыбной продукции без глазури);
и) информация об использовании ионизирующего излучения (при использовании);
к) состав модифицированной газовой среды в потребительской упаковке пищевой рыбной продукции (при использовании);
л) наличие вакуума, кроме рыбных консервов (при использовании);
м) рекомендации по использованию (в том числе по приготовлению) пищевой рыбной продукции в случае, если ее использование без таких рекомендаций затруднено либо может причинить вред здоровью потребителей, привести к снижению или утрате вкусовых свойств этой пищевой рыбной продукции;
н) использование рыбы с нерестовыми изменениями при производстве пищевой рыбной продукции (при производстве рыбных консервов);
о) информация о замораживании (охлаждении) пищевой рыбной продукции;
п) массовая доля глазури в процентах (для мороженой глазированной пищевой рыбной продукции);
р) показатели пищевой ценности (для переработанной пищевой рыбной продукции);
с) сведения о наличии в пищевой рыбной продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;
т) единый знак обращения продукции на рынке Союза.
Наименование, дата изготовления, срок годности, условия хранения пищевой рыбной продукции, сведения о наличии в составе пищевой рыбной продукции аллергенов должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено. Остальные сведения должны наноситься на потребительскую упаковку, и (или) на этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

Как поступить, если вы купили некачественный товар?
Вам необходимо обратиться к продавцу товара с письменной претензией, составленной в 2-х экземплярах, в которой должно быть четко сформулировано требование по поводу недостатка товара. Один экземпляр претензии вручить продавцу, на втором экземпляре руководитель организации, индивидуальный предприниматель должен указать дату, должность лица, принявшего претензию, либо направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей» вы имеете право потребовать: соразмерное уменьшение покупной цены; замены на товар этой же марки (модели или артикула); заменить на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежной суммы. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Поскольку на продукты питания не устанавливаются гарантийные сроки, то обязанность доказывания факт некачественности товара будет лежать на потребителе.
В случае отказа в удовлетворении требований в добровольном порядке Вы вправе обратиться в суд по выбору: по месту нахождения организации, по месту Вашего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора. Важно знать, что только суд в гражданско-правовом порядке вправе вынести решение о взыскании с продавца денежной суммы, невозвращенной потребителю за товар ненадлежащего качества.
Не покупайте товар у случайных продавцов!
Напоминаем что получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы можете по телефону горячей линии 66-06-96, а также задав вопрос посредством интернет ресурса ГИР ЗПП.