Управление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области
На главную Обратная связь Карта сайта RSS


/ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей / О мошенничестве с банковскими картами при использовании их в банкоматах
19.11.2019
О мошенничестве с банковскими картами при использовании их в банкоматах Печать

 

В нашей стране большинство населения пользуются банковскими картами. Стать жертвой преступников может каждый, и неважно, использует он банковскую карту или предпочитает рассчитываться наличными. Мошенники умеют выманивать деньги онлайн, с помощью звонков и СМС, в социальных сетях и офисах. Пластиковые карточки стали привычным способом хранения денег. Казалось бы, финансы надежно защищены, ведь кредитка всегда под рукой, а получить наличность или рассчитаться в магазине можно, зная только пин-код. Однако не все так гладко. Мошенничество с банковскими картами набирает обороты, поскольку мошенники каждый раз придумывают новые схемы и махинации, целью которых является снятие денег с карточного счета.
Рассмотрим элементы банковской карты и их предназначение.
1. Номер карты
В номере карты может быть 13, 15, 16, 18 и даже 19 цифр. Самый распространенный вариант — 16 цифр.
Номер вашей карты и номер вашего счета — это не одно и то же. К одному счету можно выпустить несколько карт.
2. Логотип платежной системы
Кроме логотипа платежной системы, на карте могут быть указаны логотип эмитента и/или компании-партнера.
Карты бывают кобрендинговые (то есть совместные карты банка с одной или несколькими компаниями-партнерами) или кобейджинговые (совместные карты обычно двух платежных систем). На таких картах логотипов будет больше.
3. Наименование банка
На карте указывают наименование банка-эмитента, выпустившего карту. Платежная карта — собственность банка. Юридически клиенты банка — владельцы счета и держатели карты.
4. Срок действия карты
У карты есть срок годности — как правило, от года до пяти лет. Месяц и год окончания действия карты указаны на ее лицевой стороне в формате "месяц/год" (последние две цифры). Если на вашей карте указано 03/19, она будет действовать до 31 марта 2019 года включительно.
5. Имя держателя карты
Имя держателя карты указано (или эмбоссировано, то есть выдавлено) на карте латинскими буквами. Карты бывают как именными, так и неименными (в таком случае имя держателя на карте не указывается).
6. Чип
Встроенный микропроцессор, который содержит информацию о карте и ее держателе. Чип нужен для идентификации клиента, когда он пользуется платежной картой в банкомате или терминале.
7. Магнитная полоса
Магнитная полоса (как и чип) содержит информацию о карте и ее держателе. С ней нужно быть внимательнее — карта может размагнититься, если неправильно ее хранить. Карту нельзя нагревать или оставлять рядом с работающими электроприборами.
С 2015 года Банк России запретил банкам выпускать карты только с магнитной полосой — на всех картах для безопасности платежей должен быть чип. Пока еще можно встретить карты с магнитной полосой без чипа — это карты, которые были выпущены до начала 2015 года и все еще действуют.
8. Голограмма платежной системы
Один из способов защиты карты от подделки — голограмма. Голограмма может располагаться и на лицевой стороне карты.
9. Полоса для подписи
На оборотной стороне платежной карты расположена полоса для образца подписи ее держателя. Распишитесь на карте, когда получите ее, без подписи держателя карта недействительна. Некоторые карты выпускаются без полосы для подписи.
10. Код проверки подлинности
Его еще называют CVV (Card Verification Value) или CVC (Card Validation Code) — аббревиатура зависит от платежной системы, в рамках которой выпущена карта. Благодаря такому коду можно совершать покупки через интернет с большей безопасностью.
11. Данные банка
На карте указаны номер телефона банка, выдавшего карту, и его адрес. Выпишите эти данные и храните под рукой. По указанному на карте номеру телефона нужно обращаться в банк, если вы, к примеру, потеряете карту и ее придется срочно заблокировать.
Чтобы использовать вашу карту в своих целях, мошенникам нужно узнать ее номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV. Они могут установить скиммер на банкомат (специальное устройство, которое накладывают на приемник карты в банкомате) и видеокамеру над клавиатурой.
Способ хищения, постепенно уходящий в прошлое из-за внедрения чиповых карт, но тем не менее не потерявший своей актуальности. Заключается он в установке специального устройства скиммера на место картоприемника банкомата, от которого отличить его внешне очень сложно. Клиент банка вставляет пластик, а злоумышленники копируют всю нужную информацию с магнитной полосы карты для изготовления дубликата. Пин-код добывается двумя способами – при помощи установки специальной накладки на клавиатуру банкомата или путем монтажа миниатюрной видеокамеры.
Одной из разновидностей скимминга является шиминг. Это усовершенствованный вариант, поскольку вместо накладного устройства в картоприемник помещается тонкая плата. Впоследствии она считывает всю необходимую информацию с карточки. Используют скимминг злоумышленники не только в банкоматах, но и магазинах или кафе. В этом случае применяется портативное устройства – ручной скиммер.
Впоследствии мошенники выпускают копии банковских кредиток, куда наносится информация с украденного пластика. После того как мошенники подделали банковские карты, снять с них деньги или расплатиться в магазине не составит труда, поскольку коды подтверждения известны. Для того чтобы не стать жертвой скимминга, нужно стараться не снимать деньги в банкоматах, расположенных в отдаленных и слабоосвещенных местах, потому что такие устройства проще всего оснастить считывателями. В торговых точках желательно оплачивать картой самостоятельно, а не передавать ее в чужие руки.
Достаточно один раз воспользоваться таким банкоматом и не прикрыть рукой клавиатуру в момент набора ПИН-кода — и ваши деньги могут снять, перевести на несколько счетов и обналичить. Украсть данные вашей карты могут даже в кафе или магазине. Злоумышленником может оказаться продавец, который получит доступ к вашей карте хотя бы на пять секунд. Сфотографировав вашу карту, он сможет воспользоваться ей для расчетов в интернете.
Как не попасться
Перед снятием денег в банкомате осмотрите его. Перед тем как вставлять пластик в банкомат, нужно убедиться, что на поверхности отсутствуют подозрительные накладки – как правило, они отличаются цветом и видов. Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчетов картой в кафе.
Подключите мобильный банк и СМС-уведомления.
Если совершаете покупки через интернет, никому не сообщайте секретный код для подтверждения операций, который приходит вам по СМС.
Старайтесь никогда не терять из виду вашу карту.
Не стоит производить оплату в ответ на смс-сообщение и электронные письма, пришедшие из неизвестных источников. В случае каких-либо подозрений или несанкционированного списания средств с баланса, нужно звонить в банк и осуществлять блокировку.

Что делать, если в отношении Вас проведены мошеннические действия?
1. Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
2. Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией.
3. Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства.
         Напоминаем, что для консультаций, составления претензий к продавцам товаров и исполнителям услуг, исковых заявлений по защите прав потребителей Вы можете обратиться по адресу г. Брянск пр. Ленина каб.110 телефон 74-58-14 в рабочие дни с 8.30 до 16.30, перерыв 13.00-13.30.
Кроме того, свои вопросы Вы можете отправить в электронном виде  на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области» в разделе «Вопрос-ответ по защите прав потребителей» https://bgcsen.bryansk.in/vopros-otvet/ 
или по электронной почте  Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script