В связи с многочисленными обращениями
потребителей туристических услуг и услуг авиаперевозок в адрес Управления по
Брянской области, еще раз обратимся к этой теме.
Эпидемия
коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан, изменяет структуру
потребления, поведение и стратегии компаний, меняются перспективы развития
различных рынков, часть товаров и услуг становятся невостребованными, а бизнес
несет существенные убытки. При этом офлайновый бизнес стал активно использовать
онлайн-технологии. Государство
принимает беспрецедентные программы
поддержки населения и экономики. Потребители изменяют структуру своих
покупок.
Поскольку
ситуация, обусловленная динамикой распространения коронавирусной инфекции
COVID-19 как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации продолжает
оставаться достаточно сложной и
напряженной, Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что Закон «О
защите прав потребителей» не предусматривает снижение уровня гарантий
российским потребителям. Однако чрезвычайные
и непредвиденные события(закрытие границ и авиасообщений, замедление
международной торговли, увеличение сроков поставки товаров, самоизоляция
персонала сферы торговли и услуг и т.п.), могут повлечь для потребителей в
ближайшее время ряд негативных
последствий:
-
перенос (срыв) сроков исполнения
заказов или возврата денег при отказе от товаров и услуг;
-
банкротство продавцов, исполнителей
услуг или иных контрагентов;
-
невозможность взыскания неустойки
или убытков в связи с признанием COVID-19 форс-мажорным обстоятельством.
ПРЕОДОЛЕТЬ
КРИЗИС ДОВЕРИЯ
Укрепление
доверия в настоящее время имеет решающее значение. На поддержку
малых и средних предприятий
сейчас направлена значительная часть усилий правительства. Это и объявление
моратория на проверки бизнеса, введение кредитных и налоговых каникул, выдача
беспроцентных кредитов на зарплату и другие меры.
В
такой ситуации, если будет преодолен кризис доверия, потребители вправе ожидать
выполнения обязательств по заключенным договорам пусть и с некоторой отсрочкой,
но в полном объеме.
В
сфере туризма и авиаперевозок наблюдается одна из самых сложных ситуаций, поскольку отрасль столкнулась с беспрецедентным
по своему размаху падением трафика (по некоторым оценкам более чем на 90%).
В
связи с большим количеством обращений пострадавших туристов Роспотребнадзором
была разработана и размещена на информационном ресурсе для потребителей подробная
памятка,
которая содержит детальный разбор всех
возможных ситуаций, связанных с отказом от путешествия, от самостоятельно
забронированного перелета, от бронирования гостиницы на сайтах исполнителей
услуг и крупных сервисах бронирования.
По
сведениям представителейтуротрасли сейчас туроператоры заняты обработкой сотен
тысяч переносов и аннуляций туров,
при этом есть сложности в переговорах с иностранными партнерами. Многие
авиакомпании либо возвращают денежные средства, либо предлагают гарантированный
перенос бронирования на будущие
даты, бонусные мили или иные не денежные компенсации.
Часть
туроператоров также договариваются с путешественниками, планирующими свой
будущий отдых, о переносе даты тура
по фиксированному на момент покупки курсу валют: он фактически будет ниже, чем
при новом бронировании.
Перечень
мер, утверждённых на сегодня Правительством Российской Федерации,
предусматривает выделение из резервного фонда 3,5 млрд рублей для возмещения стоимости невозвратных билетов и
компенсации затрат на вывоз туристов. Стоимость авиаперелёта в составе
турпродукта составляет в среднем 50%. Ожидается, что субсидии позволят
туроператорам компенсировать часть затрат и помогут выполнить обязательства
перед туристами за отменённые туры (см. подробнее информацию
Ростуризма).
Если
путешествие должно было совершиться в одну из стран, в которых введены
ограничения, в период с даты введения ограничений до 01 июня 2020 года, турист
вправе обратиться к туроператору за возмещением денежных средств за тур из Фонда персональной ответственности
туроператора. Возврат денежных средств туристу осуществляется вне зависимости
от порядка заключения договора о реализации туристского продукта (напрямую с
туроператором или с турагентом) (см. ответы на типовые вопросы о порядке и сроках рассмотрения
таких заявлений).
С
порядком
вывоза российских граждан из-за рубежа можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе
для информирования населения по вопросам коронавируса (COVID-19)
«Стопкоронавирус.рф», а также в специальном
разделе «Помощь
туристам».