Управление Роспотребнадзора по
Брянской области информирует, что специалисты
Роспотребнадзора совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного
Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации» разработали памятку для
потребителей «ФИНАНСОВАЯ КИБЕРГРАМОТНОСТЬ И БОРЬБА С МОШЕННИЧЕСТВОМ»,
которой содержатся рекомендации, как снизить онлайн-риски.
Пандемия коронавируса ускорила переход
потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об
основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых
онлайн-услуг.
·
Кредитование:
Ø навязывание ненужного
кредита / займа при продаже товара или услуги;
Ø предоставление неполной
информации о кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах
договора;
Ø скрытые комиссии,
спрятанные в «тарифном плане»;
Ø займы,
взятые посторонним на ваше имя;
Ø «порча» кредитной
истории: финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных
историй о закрытом обязательстве;
Ø отказ в реструктуризации кредита
на заявленных условиях;
Ø недобросовестные кредитные
брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
Ø псевдопомощники: обещают
«исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги»,
но только выманивают деньги и усугубляют положение.
·
Страхование:
Ø включение в полисы условий,
снижающих вероятность получения страхового возмещения;
Ø блокирование заключения
договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
Ø невнесение агентом полиса
в базу компании и присвоение денег страхователя;
Ø продажа
накопительного инвестиционного страхования жизни под видом
депозита;
Ø занижение суммы
страховой выплаты.
·
Инвестирование:
Ø предложение сложных
продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без
надлежащего разъяснения их сути и рисков;
Ø сложно структурированные тарифы,
подталкивающие к избыточной торговой активности;
Ø некачественные
консультации, в т.ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг);
Ø «автоследование» (автоматическое
повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
Ø возможность
кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.
Роспотребнадзор настоятельно
рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в
Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).
Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и
английском языках.
При наличии признаков совершенного
преступления вы можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России»
8-800-222-74-47, через портал или, если это Интернет-мошенничество, в отделение
полиции по месту жительства.
|