Consumers International определил тему Всемирного дня
прав потребителей 2022 года — Fair Digital Finance — «Справедливые цифровые
финансовые услуги».
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с
развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является
прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.
В настоящее время очень быстро происходит развитие
цифровых финансов.
В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия
ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет.
Впервые о «русском чуде» заговорили в 2019 году, когда по итогам 2010–2018
годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных
транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия
обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период
показали двух- и трехкратный рост (исследование Boston Consulting Group, 2019).
Однако в таких условиях существенно возрастает и риск
финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены
в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Вопросы цифровизации сферы финансовых услуг, в том числе
проблемы внедрения технологий искусственного интеллекта, использования «больших
данных» (BigData), проблемы регулирования трансграничных цифровых платформ
становятся предметом исследований, которые проводятся на площадках ОЭСР, UNCTAD
и FinCoNet.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании
финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их
структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется.
Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики,
посягающие на следующие права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг
без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка
банковских карт и т. п.);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя,
взыскание задолженности).
Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с
ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых
мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные
каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических
систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от
таких противозаконных действий.
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и
безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты
становятся объектом интереса для мошенников.
Достаточно длительным и серьезным является и диалог
различных участников рынка и государственных органов о последствиях лавинного
роста интереса обычных граждан к инвестированию. Упрощение процесса
приобретения финансовых инструментов (акции, облигации, доверительное
управление и некоторые иные) за счет цифровизации продаж способствовали поиску
потребителями потенциально более доходных инструментов инвестирования,
альтернативных банковским вкладам. На развитие этого процесса во многом
повлияли банки, которые заинтересованы в расширении продаж финансовых продуктов
с целью наращивания комиссионных доходов. Наибольшей популярностью у физических
лиц пользуются вложения в ценные бумаги через брокерские счета.
Однако «безналичное потребление» также создает новые и
усугубляет традиционные риски для тех, кто находится в уязвимом положении и не
готов к таким динамичным переменам.
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен
глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и
сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в
инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и
продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей
потребителей.
Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов
защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств, в связи
с низким уровнем безопасности таких операций, с целью защиты денежных средств
потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников.
Одной из основных задач по развитию отрасли
информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной
коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных
технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября
2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не
должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере
электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством
информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых
результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации
в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. №
1837-р.
|