Управление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области
На главную Обратная связь Карта сайта RSS


/ ПРЕСС-ЦЕНТР / 15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей
15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей Печать
 Приближается 15 марта. Ежегодно международная общественность в этот день отмечает Всемирный день защиты прав потребителей, как день международного потребительского движения.
Празднование этого дня вошло в историю  после выступления Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года в Конгрессе США. В этот день в своей речи Кеннеди впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил четыре основных права потребителя: «Потребители- это все мы. Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение…Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Четырьмя основными правами, прозвучавшими тогда в Конгрессе, стали:
•    право на безопасность:
•    на информацию;
•    право на выбор
•    и право быть выслушанным.
Позже Всемирная организация союзов потребителей дополнила еще четыре права: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Таким образом, Всемирная организация союзов потребителей, под эгидой которой отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, признает Кодекс потребителя, включающий 8 основных прав потребителей:
•    право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);
•    право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
•    право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);
•    право на выбор ( право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
•    право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
•    право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
•    право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение всей жизни повышать грамотность по части отстаивания своих  потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);
•    право на здоровую окружающую среду.
Всемирная организация союзов потребителей – независимая некоммерческая бесприбыльная организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961 году. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран, защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности. Оказывает своим членам помощь в обучении специалистов, обеспечении информацией в области защиты прав потребителей.
В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат, как  Всемирный день защиты прав потребителей и начал отмечаться. Спустя два года – 9апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей.

К сожалению, у нас в России не только о Всемирном дне, но и о самих правах потребителей мы узнали намного позже остального мира. Только в конце 80-х появились люди, готовые отстаивать интересы потребителей.
В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и т.п. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающие по обе стороны прилавка и в сфере услуг.
Впервые Россия отметила Всемирный день защиты прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 году, но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления РФ во Всемирную Организацию Союза потребителей. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом.
В 2011году Всемирный день защиты прав потребителей будет проходить под девизом «Потребители за честные финансовые услуги».
Тем самым уже второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности (в 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей проходил под девизом «Наши деньги. Наши права»), что подтверждает сохраняющуюся обеспокоенность мирового потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере.

Начиная с 2007 года, Роспотребнадзор, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг – того сектора экономики, который не только стал источником общемирового финансово-экономического кризиса, но и его наиболее уязвимым звеном, повлиявшим практически на все аспекты общественных отношений, и в первую очередь – на положение в системе этих отношений простого человека.
С учетом тематики Всемирного дня защиты прав потребителей по заданию Федеральной службы Управлением Роспотребнадзора по Брянской области разработан план действий по его проведению.
В рамках проведения Дня потребителя 10 и 15 марта 2011года прием в общественной приемной Управления будет посвящен вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг.
В этой связи обращаем внимание на то, что с 12.12.2007г. в соответствии с положениями п.2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон N2300-1) своевременная информация о товарах (работах, услугах) при предоставлении кредита в обязательном порядке должна содержать сведения, позволяющие вполне определенно установить «размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы». По смыслу указанной нормы, в силу естественных причинно-следственных связей, финансовые санкции гражданско-правового характера, порядок наложения которых определен соглашением сторон кредитного договора (вследствие ненадлежащего исполнения обязательств заемщика), не могут смешиваться с основными платежами, периодичность и размер которых определен графиком погашения задолженности.
Судебная практика применения законодательства о защите прав потребителей в указанном сегменте рынка финансовых услуг выявила многочисленные правонарушения и обоснованное привлечение банков к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, выразившиеся во включении в договор следующих условий, ущемляющих права потребителей:
- обязательное страхование жизни заемщика;
- взимание комиссии за ведение ссудного счета;
- допустимость одностороннего изменения банком условий договора, в том числе изменение процентной ставки и размера пени после заключения договора без согласия заемщика;
- допустимость одностороннего расторжения банком договора во внесудебном порядке вследствие наступления событий, не установленных ГК РФ в качестве законных оснований получения соответствующего права (ст. 310, п. 2 ст. 450 ГК РФ);
- установление штрафных санкций (пени) за реализацию заемщиком установленного кредитным договором права на досрочное возвращение займа (т.е. за надлежащее исполнение условий договора);
- ограничение права потребителя на самостоятельный выбор места предъявления иска;
- ограничение права дееспособного гражданина на заключение сделок с третьими лицами и совершения иных действий гражданско-правового характера;
В отношении последних двух условий, недопустимо часто используемых банками при заключении кредитных договоров с потребителями, нарушаются требования, установленные взаимосвязанными положениями п.5 ст. 4 Закона N 2300-1 и п.2 ст.400 ГКРФ.
В частности, по смыслу п.2 ст.400 ГК РФ, устанавливающей требования общего характера к договору, в котором кредитная организация является должником перед кредитором - потребителем в контексте положений п.1 ст.307 ГК РФ и соответствующих обязательств, налагаемых на него законодательством о защите прав потребителей, исполнитель услуги не вправе ограничивать свою гражданскую ответственность, предусмотренную, в том числе, положениями ст. ст. 13 и 29 Закона N 2300-1.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных в результате исполнения условий, признанных недействительными.
        
    Обращаясь к потребителям, хочется процитировать изречение древних римлян: «Законы служат тем, кто бодрствует, а не дремлет». И сталкиваясь со случаями нарушения ваших прав, необходимо проявлять настойчивость и компетентность. Ведь отстаивая свои потребительские права, Вы защищаете не только свое материальное благополучие, но и личное достоинство. Хотелось бы нам всем пожелать, чтобы все товары, работы, услуги были только качественные!
 
     Но уж если  Ваши законные права потребителей нарушены, мы готовы выслушать каждого и помочь. Наши  контактные телефоны:66-08-77 и 66-06-96

     Поздравляем всех жителей Брянщины с Всемирным днем защиты прав потребителей. Желаем удачных покупок и качественных услуг!

 

 Image Версия для печати     Image Версия для MS Word