Управление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области
На главную Обратная связь Карта сайта RSS


/ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей / Советы потребителям при выборе смарт-устройств.
04.03.2019
Советы потребителям при выборе смарт-устройств. Печать

 

В настоящее время нет законодательного определения понятия «смарт-устройство». В целом же смарт-устройство можно определить, как электронное устройство, имеющее возможность подключения к другим устройствам и сетям передачи данных через беспроводные способы доступа, такие как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, 3G и т.д. Смарт-устройства могут работать в интерактивном режиме, автономно и применяться в различных сферах жизни. 

К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что они являются технически сложными товарами, как правило, имеют сенсорный экран, выполняют две и более функции. Обязательно имеют функции подключения к Интернету, непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении и могут применяться в различных сферах повседневной жизни.

Наиболее ярким представителем смарт-устройства является смартфон. На сегодняшний день трудно найти человека, который бы не пользовался смартфоном, обладающим огромным количеством функций, опций.

Смартфоны в отличии от мобильных телефонов обладают множеством функций, например, имеют выход в интернет, возможность установки различных программных приложений. 

Также, и смарт-телевизоры, подключенные к интернету, выполняют различные функции, связанные с выбором программ, записью телепрограмм и другие, что и существенно отличает их от обычных телевизоров.

Умные-часы, кроме отслеживания времени, поддерживают различные приложения. Данное устройство, в зависимости от модели можно использовать для приема звонков и SMS, также они могут информировать о поступлении новых уведомлениях на смартфон и выполнять другие задачи.

Фитнес-трекер, это устройство, которое надевается на руку, подключается к планшету или смартфону, куда с помощью специального приложения передается информация, например, о подсчете шагов и скорости передвижения.

Смарт-брелки можно использовать для ключей, или других предметов. Закрепленный на объекте брелок подключается к смартфону при помощи технологии Bluetooth и через специальное приложение можно отследить местоположение предмета.

Вышеуказанные устройства работают под управлением мобильных операционных систем.

В магазинах появляется все больше и больше разных моделей смарт-устройств. Однако они имеют много функциональных отличий, на которые нужно обращать внимание при выборе устройства. Также следует смотреть при покупке на внешний вид устройства, наличие нужных разъемов, будет ли устройство работать с Вашим смартфоном.  Когда товар уже выбран, нужно внимательно его осмотреть, проверить работу, комплектность. В наличие должны быть правила эксплуатации и гарантийный талон на русском языке.

Приобретать смарт-устройства лучше в крупных, зарекомендовавших себя магазинах. Перед покупкой требуйте от продавца предоставления Вам необходимой и достоверной информации о товаре, а после покупки – кассовый чек.

Специального законодательства, регулирующего права потребителя при продаже и использовании смарт-устройств не имеется. Так как данные устройства относятся к технически сложным товарам, то будут применяться нормы и особенности защиты прав потребителей при продаже именно таких товаров. 

Особенности продажи смарт-устройств установлены разделом 4 «Правил продажи отдельных видов товаров», а основные права потребителей при покупке смарт-устройств установлены в Законе РФ «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 17.09.2016) «Об утверждении перечня технически сложных товаров».

Так как  данные товары являются технически сложными, то в  случае если смарт-устройство не подошло по форме, габаритам, размеру, комплектации или другим параметрам, то такой товар не подлежит возврату или обмену. 

  Поэтому, вернуть данный товар в магазин можно только если в товаре выявились недостатки, или при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.

Согласно ст. 4 Закона РФ  «О Защите прав потребителей», продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара. 

При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. 

Покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. 

Если недостатки были обнаружены, в отношении товаров на которые гарантийный срок или срок годности не установлен, покупатель вправе предъявить продавцу требования в отношении данных недостатков в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня его передачи. 

К сожалению, не каждый продавец добропорядочно подходит к своему делу, в следствие чего, имеют место факты продажи некачественных товаров.  

Согласно ст. 18 Закона РФ  «О Защите прав потребителей» в случае передачи  товара с недостатками покупатель вправе по своему выбору требовать: 

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом; 

- соразмерного уменьшения покупной цены; 

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. 

Вместо этого покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. 

Также, покупатель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с приобретением некачественного товара. К примеру, был приобретен смартфон, а к нему защитное стекло или чехол. Стоимость этих сопутствующих товаров и будет убытками, возмещение которых покупатель вправе потребовать. 

На основании ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению в 10- дневный срок. 

За нарушение вышеуказанного срока продавец уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей»).