Управление Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области
На главную Обратная связь Карта сайта RSS


/ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Защита прав потребителей / Рекомендации потребителям при покупках подарков к 14 февраля
14.02.2020
Рекомендации потребителям при покупках подарков к 14 февраля Печать

 

В преддверии праздников – 14 февраля, 23 февраля и Международного женского дня 8 Марта - одними из наиболее распространенных вариантов подарков являются ювелирные изделия и парфюмерно-косметическая продукция.
Ювелирные изделия – особый потребительский товар.  Особенности торговли этим видом продукции изложены в разделе 7 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Основное требование к ювелирным изделиям – наличие на них оттиска пробирного клейма (пробы), а на продукции российских предприятий еще и именника производителя.
Ограненные бриллианты и изумруды продают только при наличии сертификата на каждый камень или партию.
Изделия из драгоценных металлов и камней, выставленные для продажи, группируют по их назначению и навешивают на каждое из них опломбированные ярлыки, а также снабжают индивидуальной упаковкой. При этом на ярлыках указывают наименование изделия и его изготовителя, вид драгоценного металла, артикул, пробу, массу, вид и характеристики вставок из драгоценных камней, цену изделия, а также цену за 1 грамм для изделий без вставок.
Покупатель может потребовать взвешивания товара, которое производится на специальных весах. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и реквизиты продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи, цена товара и подпись лица, непосредственно продавшего изделие, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.                           
Покупка ювелирного украшения это не только приятное, но и ответственное мероприятие. Чтобы не омрачать радость некачественным изделием, следует приобретать ювелирные изделия только в магазинах, а не в сомнительных торговых точках и ни в коем случае не нужно стремиться сэкономить.
После покупки обязательно необходимо сохранять кассовый и товарный чеки и бирку.
При покупке ювелирного украшения, нужно внимательно осмотреть его, найти оттиск пробирного клейма и именник завода-изготовителя (в случае если речь идет о ювелирной продукции отечественного производителя). Если изделие импортного производства, то именник может отсутствовать, но клеймо Российской Государственной Пробирной палаты установленного образца должно присутствовать обязательно. Если на изделии нет клейма, оно считается контрабандным.
Пробирное клеймо представляет собой (последовательно):
- шифр пробирной инспекции (одна буква);
- знак удостоверения, представляющий из себя женскую голову в кокошнике в профиль, повернутую направо (с 1958 по 1993 г.г. знаком удостоверения было изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды);
- знак пробы.
В Российской Федерации установлены следующие пробы:
- платиновые – 950, 900, 850;
- золотые – 999, 958, 750, 585, 500, 375;
- серебряная – 999, 960, 925, 875, 830, 800;
- палладиевая – 850, 500.
У каждого продаваемого ювелирного изделия должен быть опломбированный ярлык, в обязательном порядке содержащий такие пункты, как:
- наименование ювелирного изделия;
- название изготовителя;
- драгоценный металл, из которого изготовлено изделие, с указанием пробы;
- артикул;
- вес изделия;
- размер изделия (для колец, цепей, браслетов);
- виды драгоценных вставок с указанием веса и качественных характеристик;
- цена изделия;
- ОСТ 117-3-002-95, отметку ОТК.
Все производимые в России ювелирные изделия из драгоценных металлов должны отвечать единым требованиям, изложенным в документе ОСТ 117-3-002-95 «Ювелирные изделия из драгоценных металлов. Общие технические условия».
Согласно этому документу, на изделиях допускается незначительная пористость, волнистость, следы инструмента на не лицевых поверхностях не ухудшающие внешний вид изделия; незначительная деформация поверхности или форм изделия в зоне оттиска клейма; след от натира на пробирном камне, незначительные различия в цветовых оттенках вставок браковочным признаком не являются.   
Парфюмерно-косметическая продукция - должна соответствовать требованиям Технического регламента ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции",  ГОСТ 31678-2012 «Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия» и ГОСТ 32853-2014 «Продукция парфюмерная твердая и сухая. Общие технические условия. А также при продаже парфюмерной продукции продавец должен соблюдать требования Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее - Закона о защите прав потребителей) и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Продавец парфюмерно-косметических изделий должен предоставить покупателю возможность ознакомиться с запахом духов, одеколона, туалетной воды, а также другими свойствами и характеристиками реализуемых товаров. При этом могут использоваться бумажные блоттеры, пропитанные душистой жидкостью лакмусовые бумажки, а также предоставляемые изготовителем образцы-тестеры.
Парфюмерная продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств
- членов ТС. 
Информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать следующие сведения о товаре:
- наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;
- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
- страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
- наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;
- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника;
- срок годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год);
- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
- особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости); 
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции;
- сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции; 
- список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).
По требованию потребителя продавец обязан ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям законодательства о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Если потребитель пожелает вернуть или обменять ювелирное изделие либо парфюмерно-косметическую продукцию  по причинам, что товар не подошел: по форме, по цвету, расцветке, размеру и.т.д., в этом случае продавец имеет полное право отказать в данном требовании. Так как, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 №55 ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни, а также парфюмерно-косметические товары  возврату и обмену не подлежат.
В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, покупатель по своему выбору вправе потребовать:
- заменить товар на товар этой же марки (модели и (или) артикула;
- заменить товар на товар другой марки (модели и (или) артикула);
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли продажи  и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом, покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.